Максим Аверин: "Для меня актерство - короткий путь к гармонии". - Про Вас пишут, что Вы достойно входите в пору актерской зрелости. Очевидно, зрелость - когда от Вас многого ждут?
- Я сам от себя многого жду. И ставлю себе высокие планки. Я в хорошем смысле честолюбивый и амбициозный. Мне надо всё - не люблю довольствоваться малым.
- Помнится, на заре карьеры для Вас серьезным испытанием на верность профессии были роли в массовке... - Любой кризис - это скрытая возможность для роста. К моему тридцатилетию стали появляться роли, созвучные мне, которые мне впору. Возможность двигать свой "потолок" дальше, преодолевая выпавший жребий. С детства видел истории, когда актерская профессия ломала людей или перекраивала. Стоит только поверить: я всё умею, всё могу - и нередко на этом всё заканчивалось.
- Критики упражнялись в язвительности, оценивая молодого актера. Одно время Вас доставали сравнением с Джимом Керри ... - Это дурацкая русская затея - сравнивать, вешать ярлыки ... Кто меня искренне любит, тот ни с кем не сравнивает.
- Очевидно, огромная популярность сериала "Глухарь" открыла для Вас новые горизонты? Но продолжения сериала не будет...
- Я вдруг понял, что достиг потолка, а повторяться не хочется. И решил поставить точку в этой истории. Надо идти дальше. Кто-то говорит: "Артист одной роли". Просто они не видели меня в других работах. Это странное обвинение. Вот что я Вам скажу: сходите в театр "Сатирикон".
- Что-то упущено в театре за тот период интенсивных съемок? И что приобретено?
- Ничего не упущено, наоборот, я очень много работаю последние три года. Счастлив, что снялся в фильме Андрея Смирнова "Жила-была одна баба". Выпустил несколько премьер в театре - в том числе "Тополя и ветер" Сиблейраса в "Сатириконе". Кроме того, антрепризные проекты: "Другие" по пьесе Сартра, "Всё о мужчинах" Гаврана, "Портрет" по повести Гоголя, который идет в Пушкинском музее, моноспектакль "Искренне без купюр". А также приобрел ценный опыт работы в телешоу Людмилы Гурченко "Марковна. Перезагрузка".
- Бывает, что у кого-то "сносит крышу" от собственной популярности...
- Популярность - не самоцель. Сегодня она есть, а завтра - нет. Моя самооценка от этого не зависит. Я не схожу от этого с ума. Она есть? Хорошо. Нет? Но жить всё равно надо. А у кого-то этого не было никогда, но при этом творческая жизнь - полноценная. Моя позиция: никогда не бегай за успехом. Если ты достоин, он сам тебя найдет.
- Как Вам удается и шекспировских героев, и пародию на семейку Симпсонов в новогоднем шоу делать предметом искусства? - Ну, об этом судить зрителям. Лично мне очень нравится, что два года подряд я ведущий новогоднего концерта на НТВ. И людям нравится, судя по рейтингам. Это только телевизионные критики пишут: "Зачем он идет по пути легкой популярности?" Сколько же советчиков появилось в моей жизни, которые всё время предостерегают от чего-то! В народной симпатии им видится какой-то подвох. По-моему, это достойная работа.
- Вы много гастролируете по стране с моноспектаклем "Искренне без купюр". Есть ли спрос на стихи в провинции? Ведь культурологи говорят, что чувство поэзии иссякает...
- Нет-нет! Я просто слышу, как замирает зал, какая эмоция сейчас происходит. Слышу, как капают слезы. Я читаю поэзию моих любимых авторов - Маяковского, Самойлова, Пастернака, Высоцкого, Кочеткова... Эта поэзия выражает меня и то, какой я есть на сегодняшний день. Именно вдали от мегаполисов особенная публика, люди там живут в другом ритме. Там соскучились по душевности, по теплоте. Может быть, это и есть Россия... Один человек подошел ко мне и сказал: "Мне кажется, что я Вас знаю всю жизнь". Это дорогого стоит. Быть своим для публики - это больше, чем звания и регалии.
Вообще я обожаю эти поездки. И поэтому для меня отмена гастролей - сродни катастрофе. К сожалению, есть много непорядочных организаторов, которые порой срывают гастроли. И я пока не научился их распознавать. Представьте: ты подъезжаешь к аэропорту, и вдруг звонят и говорят, что твой моноспектакль отменяется. Это шок. И урон репутации.
- В этом моноспектакле Вы общаетесь с публикой. Как готовите свои монологи? - Я ничего не пишу заранее. Только набрасываю темы для разговора, импровизирую по ситуации и настроению. В начале июня захотелось подвести итоги прошедшего театрального сезона, в другой раз - ответить на сплетни. Они бывают самыми разными: например, якобы я ухожу в монастырь. Как вам такая байка?
- Каким Вас хотят видеть зрители, привыкшие к традиционным творческим вечерам?
- Для меня важно, как говорят в театре, явление на сцене. Иногда оно - в разрез ожиданиям увидеть актера в милицейской форме, услышать байки о Глухаре. И вдруг - раз! Глухарь совсем другой: выходит такой стильный и красивый. Конечно, отчасти и сам зритель дает мне импульс, каким мне быть сегодня.
- Не устаете от наивных вопросов провинциальных поклонников? - Нет, отнюдь. Порой я по-хорошему умиляюсь. Поверьте, здесь нет снобизма. А есть возможность для самоиронии, для юмора.
- Не могу удержаться от комплимента. Вы из тех редких актеров, кто обладает виртуозной актерской техникой именно на сцене. Ведь, к сожалению, сегодня даже формой монолога актеры редко владеют... - Сегодня всё мельчает и не только актеры. Но хочется этому противостоять, бросая вызов. Именно это меня и заводит. Хотя задача не из легких: завладеть и удерживать внимание зала на полторы, а то и две тысячи мест. Ведь это не рок-концерт, где есть приемы доводить публику до состояния транса. А здесь, в моноспектакле, ты один и стихи. И нет кордебалета. Конечно, спектакль, где несколько персонажей, - это ансамблевое искусство. Ведь хороший партнер может поднять тебя на новую высоту. Яркий пример - Агриппина Стеклова.
- Помню ваш монолог во фривольной французской комедии "Дед Мороз - мерзавец". Бешеный темперамент, адресованный прямо в зал. У зрителей "сносит башку". Вот так общаться с залом - это в радость? - Это вообще моё. Монолог как форма чисто театральная.... Если не делать это в полную силу, тогда зачем вообще идти в эту профессию? Так и надо - выходить с открытым забралом. В работе я испытываю прилив колоссальной энергии. Это мое спасение в жизни. Иногда думаю: а что бы со мной было, если бы усомнился в своих силах, не поступил в институт, не овладел бы этой профессией? Был бы я жив? Меня профессия окрылила, оторвала от будней, от серости. Многие идут к гармонии всю жизнь, а я нашел к ней короткий путь - через актерство.
- Есть планы и дальше заниматься режиссурой? - Мне понравилось снять несколько серий сериала "Глухарь", смонтировать промо-ролик. Я чувствую композицию, знаю, чего я хочу от кадра, и какой хочу отправить месседж, говоря пафосно. Я могу объяснить артисту его задачу, что зачастую не умеют режиссеры. Когда режиссер не мешает тебе - это уже счастье. Я сам все сделаю! Наверное, буду сам снимать, когда окончательно устану от этой ситуации.
- Говорят, что ради серьезной роли даже дорогостоящие актеры готовы работать почти бесплатно? - Есть предложения, от которых нельзя отказаться. Это бывает крайне редко. Но ради серьезной роли можно пожертвовать всем.
- Вы хотели как режиссер поработать с Людмилой Гурченко...
- К моменту окончания совместной работы я влюбился в этого человека, было ощущение полного взаимного понимания. Помню мы праздновали ее день рождения в небольшом ресторанчике, в компании её друзей. Говорю: "А давайте сделаем спектакль, а давайте..." Она тут же загоралась и начинала фантазировать: "Да! Да! Чтобы там музыка была! Ты понимаешь? А еще..."
В этой жадности к работе - она вся. Она уникальный человек. И её внезапный уход - нелепая случайность. Я всегда восхищался людмилой Марковной, её актерским диапазоном. Она могла играть и мощную драматическую историю в "Пяти вечерах" и тут же сверкать гранями комедийного таланта в водевиле "Соломенная шляпка". Я могу и хочу так работать. Ведь можно играть на нескольких клавишах, а можно владеть всей клавиатурой фортепиано.
- Как она сама оценила результат вашей совместной работы? - Я ждал её оценки. Позвонил ей из Тюмени, услышал её неподражаемый голос: "Але! Але! Вы говорите, не молчите..." Эти слова из песни были нашим паролем. Она была довольна тем, что история наших с ней отношений получилась, став стержнем фильма.
- Читала, что Вы большой поклонник бродвейских мюзиклов. Немного завидуете западным актерам, глядя на сцену? - В эти минуты я наивный зритель и погружаюсь в эту историю как ребенок. Восхищаюсь высоким классом постановки. Как синхронно работает балет. А главное - не слышно, как работает машинерия. Это при ежедневном прокате спектакля годами! Я не слышу фальши от артистов. Ведь если у артиста не кормлены дети и не сварен борщ - это всё читается из зала. Когда со сцены "несет борщом", то это конец театру! Вообще я не люблю сиротливый театр, без хозяина. И дело не в деньгах, не в богатстве декораций. Дело в достоинстве. Можно и в черном кабинете с двумя стульями создать шедевр.
- Тема актерского достоинства - очень любопытная. Как вы его понимаете? - Когда за артистом стоит личность. Евгений Леонов, Олег Ефремов... Им было, что сказать.
- Стиль театра "Сатирикон" и Ваш стиль совпадают? - Важна не общность стиля, а общая жизнь. Наши жизни совпадают. Но, к сожалению, на ближайший год у театра нет планов на меня. Почему? К счастью, в "Сатириконе" так много талантливых людей, что приходится ждать ролей. Поэтому я готов к предложениям со стороны, к экспериментам. Уйду, но всегда вернусь к королю.
- В театре монархия целесообразна? Я-то думала, что Константин Райкин носит корону лишь на сцене... - Только монархия и способна удержать театр от развала.
- Какую роль сыграл Константин Райкин в Вашей карьере? - Прежде всего я ценю то, что он взял меня в театр. У него я продолжаю проходить школу, учусь. Может, я еще только подаю надежды? ...
Журнал "Городские кассы", сентябрь 2011 г.